21 октября 2016

Ноги силачей. Все о колесах и гусеницах трактора

Надрывно ревет мотор. Из-под огромных, в человеческий рост колес летят крупные комья грязи. Машина буксует. И никакой, даже самый мощный двигатель ей не поможет, пока мы не снабдим ее подходящим движителем, который обеспечил бы хорошее сцепление с почвой. Для трактористов такой движитель еще важнее, чем для шоферов: в отличие от автомашин, бегающих по дорогам, рабочее место трактора — всегда бездорожье. И будь то набрякшие от осенних дождей дорожные колеи, болотные заросли, глинистые поля, трактор должен не только двигаться сам, но и тащить еще за собой плуг, борону или груженый прицеп. К тому же давление на почву, чтобы не ухудшалась ее структура, должно быть совсем небольшим. Стальные гусеницы уже не удовлетворяют инженеров. Они громоздки, портят дороги, не всегда обеспечивают достаточную проходимость. И конструкторы ищут для стальных силачей новую "обувь".
 Вот, например, надувные гусеницы из закрытых пластмассовых камер. На наружной поверхности у них, как у шин, имеется протектор, а на боковой прикреплены для прочности тонкие, металлические пластинки. Пластмассовые гусеницы вдвое увеличивают скорость, они не портят дорог, бесшумны и занимают так мало места, что можно возить с собой одну-две про запас.
 Для колесных тракторов изобретатели предложили оригинальные устройства — комбигрейферы. По сути дела, это кольца из стального уголка, привинченные к колесам и имеющие откидные крючья — почвозацепы. При движении по хорошей дороге они убраны и не касаются земли. Но вот трактор забуксовал. Двух-трех минут вполне достаточно, чтобы повернуть их в рабочее положение на всех колесах. Встретится на пути болото, комбигрейферы с дополнительными кольцами помогут преодолеть и его.
 Остроумна конструкция шин с подвижными шипами. Обычно эти шипы утоплены в глубь покрышки. Но стоит сильнее накачать баллоны, как они выходят из своих гнезд и улучшают сцепление с почвой.
 А вот трактор-амфибия. Огромные пустотелые колеса-барабаны позволили превратить этот вид спецтехники в настоящую амфибию. Шутя перекатывается он через полуметровые глыбы, переплывает реки, а зимой становится на лыжи и, не сбавляя хода, идет по сугробам.
 Колеса не обязательно должны быть огромными. Гораздо удобнее сделать их мягкими, гнущимися. Принимая под нагрузкой форму вытянутого овала, это колесо обладает такой же проходимостью, как и жесткое, в несколько раз большее по размерам. Не то что земная грязь — лунная пыль ему не страшна, как утверждают конструкторы.
 Еще оригинальнее, пожалуй, тракторы на квадратных колесах. Уж они-то буксовать абсолютно не способны. А чтобы машину не растрясло, оси катятся по специальному пазу, сделанному с таким расчетом, что центр тяжести трактора все время остается на одной и той же высоте.
 Другой способ повысить проходимость — сделать трактор шагающим. Таких конструкций известно очень много. Неподвижное колесо может сильнее отталкиваться от почвы, чем колесо, которое катится. На этом основана конструкция с колесами, шагающими и катящимися попеременно. Специальные гидроцилиндры приподнимают два колеса, расположенных на одной диагонали. Основной вес в это время передается на неподвижные колеса. Поэтому приподнятые колеса легко перекатываются вперед. Затем они становятся неподвижными, и все начинается сначала. Трактор как бы бежит рысью. Шагающий механизм включается только на самых тяжелых участках пути. Большей же частью машина катится, как обычно, на четырех колесах.
 Можно сделать и по-другому. Представьте себе трактор, у которого между передними и задними колесами с обеих сторон укреплены на шарнирах подвижные опорные площадки треугольной формы. В транспортном положении они подняты. А на трудном участке кривошипный механизм опускает площадки, они упираются в землю, колеса приподнимаются, и трактор, как на костылях, делает шаг вперед. Еще радикальней трактор на воздушной подушке. Такая машина вообще не опирается на колеса или гусеницы.
 При желании можно заставить обычный трактор двигаться и по рельсам, превратить его в "тепловоз на час" для буксировки, например, вагонов е сельскохозяйственными грузами. На трактор ставится в этом случае сравнительно несложное съемное приспособление.
 Наконец, чтобы не отстать на шоссе от автомашины, чтобы не портить гусеницами асфальт,трактор садится верхом на специальную платформу. Трактор сам приводит в движение своего "коня" с помощью цепных передач, снимающих мощность с его ведущих звездочек.
 Итак, тракторы отличаются друг от друга не только мощностью и типом двигателя. Колесо и гусеница, эти, казалось бы, традиционные принадлежности полевых богатырей, приобретают самые прихотливые, но вместе е тем целесообразные формы.

Помощь в подборе техники
Close
Помощь
в подборе техники
Возникли трудности с выбором техники? Просто заполните форму, и мы поможем подобрать то, что Вам нужно
Наименование компании
ФИО, должность
Регион, город
Вид деятельности
Тип техники
Ценовой диапазон
Пожелания

Контактный телефон
Электронная почта
В какое время с вами удобнее связаться?